Самая распространенная ошибка воспитания


Новорожденные везде плачут одинаково. Когда же они вырастают, у них оказываются неодинаковые привычки. Это - результат воспитания.
Сюнь-цзы



Наш мозг, компьютер, которым каждый из нас владеет, чрезвычайно мощный. Он превосходит по своим возможностям любой , созданный человеком. Но использовать его можно по – разному. Иначе говоря, использовать разное Программное Обеспечение (П.О.). Тут надо понимать, что есть П.О., которое работает с момента рождения – это инстинкты, врожденные особенности психики, способности, таланты. Это так сказать, комплект поставки. И есть П.О, приобретаемое на протяжение жизни. Разницу между двумя видами П.О. проиллюстрировать очень легко: ребенок ест ложкой кашу. То, что он хочет и может есть – запрограммировано на уровне инстинкта. А вот то, что он ест кашу именно ложкой - это уже социальный навык, получаемый в ходе воспитания.

         Так вот, наше П.О. в значительной части приобретенное. Таких программ, приобретаемых на протяжении жизни человеком, великое множество. Умения, навыки, привычки, стереотипы, убеждения, комплексы – все это мозговые программы. К сожалению, не все программы, которые мы приобретаем, полезные. Одни – мусор, который «тормозит систему», другие – реально вредны для нашей жизни.
        Как образуются программы в нашем мозгу, прекрасно описал в свое время ученый Иван Павлов. Он изучал образование условных рефлексов у собак. Представьте себе: голодная собачка слышит звонок и видит еду. Еда – значимый стимул, звонок – нейтральный. Но если эту последовательность предъявить несколько раз, желудок собаки начнет выделять желудочный сок в тот момент, когда собака слышит звонок. Даже если еды нет. Это и есть условный рефлекс или как еще сейчас говорят – нейроассоциативная связь. На уровне нейронов события связываются между собой, и образуется что- то вроде компьютерной программы.

        У человека такая нейроассоциативная связь образуется по тем же принципам, как и у животных, только быстрее. А еще у нас нейроннная связь может образовываться не только между образами, то и между логическими объектами- понятиями. Так формируются УБЕЖДЕНИЯ. Новые программы у человека вырабатываются каждый день. Причем все мы выступаем программистами по отношению друг к другу. Ну а поскольку программисты все мы в основном неопытные, то и программы вырабатываются часто не очень хорошие.
       Пример1.   Ребенок заплакал, и родители дали ему конфету. Что они сделали? Выработали рефлекс: "Будешь плакать – получишь конфету!" (сотни тысяч людей уже во взрослом возрасте в случае плохих новостей направляются к холодильнику "заесть" неприятную эмоцию.)
       Пример 2. Мама идет с маленьким сыном и сын канючит:   "Купи мороженое, купи мороженое, купи мороженое!"  (они умеют делать это очень долго и совершенно ужасным голосом). Вообще то у мамы в этой ситуации есть два абсолютно нормальных варианта реагирования: купить мороженое сразу же, или не купить вообще, если на то есть веские причины. Но многие родители умудряются реализовать еще третий вариант: купить после долгих мучительных упрашиваний, капризов, плачей. В таком случае родители закрепляют худший из вариантов: "Для того, чтобы получить желаемое надо предварительно измучить маму нытьем, плачем и капризами." И такой рефлекс будет распространяться не только на требование мороженого! И действовать будет не только в детском возрасте!
       Пример 3.  родители запретили ребенку что то делать. Ребенок не послушался и продолжает то же действие (мучит кошку, разбрасывает вещи, ломает что- то или рвет, тут сотни вариантов). Дети вообще колоссальные экспериментаторы, они пробуют тысячи вариантов поведения, им надо все разобрать и сломать, все надо попробовать на прочность, в том числе терпение родителей - это нормально.
     Только вот  разные родители ведут себя по -разному. Кто то спокойно и настойчиво повторяет свое требование, все более строгим голосом, если надо - подойдет и физически прекратит действие. То есть не ударит ребенка, естественно, а заберет у него (кошку, кружку, мобилку, брата и т. д.) Потом объяснит опять же спокойно, что при таком его поведении последствия будут такими- то. Не будет похода в зоопарк, новой игрушки или дополнительного времени на компьютере. И повторит это столько раз, сколько нужно (ребенок в состоянии возбуждения может не воспринимать ваши слова сразу и терпение тут пригодится) .   Другие родители в случае неповиновения используют крик, угрозы, ремень. Нежелательное поведение чаще всего прекращается, причем довольно быстро.
    Третьи - повторяют свое требование один - два раза и в случае, если ребенок продолжает свои действия, они прекращают замечания или ограничиваются угрозами, которые  потом не реализуют.
     Естественно, и первые, и вторые, и третьи родители формируют у ребенка рефлекс. Так просто не бывает, чтобы наши действия не оказывали влияния на детей. Только вот рефлекс, а соответственно и стиль поведения  закрепляются разные в этих трех случаях.
 В первом случае рано или поздно у ребенка вырабатывается рефлекс: "Надо слушаться, потому что так будет лучше, полезнее, приятнее."
 Второй тип поведения вырабатывает рефлекс: "Главное - не попадаться, иначе будет плохо!". Еще в зависимости от тяжести наказания остаются хвосты в виде страха, обиды, желания отомстить или отыграться потом на более слабых.
Третий вид поведения вырабатывает рефлекс: "Можно все что угодно, родителей можно не слушаться, последствий не будет. Угроз тоже можно не бояться - это пустые слова!" Причем часто наблюдаешь, как дети по -разному реагируют на запреты и угрозы одного или второго родителя. То есть разная реакция на одни и те же слова в исполнении папы или мамы.

     Вообще, основная идея воспитания через позитивное подкрепление состоит в том, что мы в любом случае выработаем у ребенка рефлекс, вопрос только какой. И тут всего две переменные: фаза поведения  ребенка (позитивная или негативная) и способ подкрепления (позитивный или негативный). НАИБОЛЕЕ РАСПРОСТРАНЕННАЯ ОШИБКА РОДИТЕЛЕЙ СОСТОИТ В ТОМ, ЧТО ОНИ ЗАКРЕПЛЯЮТ НЕГАТИВНОЕ ПОВЕДЕНИЕ ребенка. Между прочим, прямо сейчас Читатель, Ты сможешь освоить метод, который в воспитании детей позволяет разрешить процентов 90 всех возникающих проблем! Я этому методу обучал на своих семинарах сотни пап и мам – работает прекрасно. Посмотри на рисунок.
 
     Любое поведение ребенка можно упрощенно представить в виде графика, где есть позитивная фаза и негативная фаза. (например плачет – не плачет, слушается – не слушается, капризничает - не капризничает). Так как Ты, Читатель, уже знаешь про законы образования нейронных связей, вот тебе контрольный вопрос: «На какой фазе нужно давать подкрепление, и какое?». Правильно, подкреплять надо на позитивной фазе и подкрепление должно быть значимым и положительным.: доброе слово, ласковый взгляд, ласка, внимание, время, уделенное ребенку, подарок.   Закрепляем желательное поведение.  Так просто!    Хотя простота кажущаяся. Потребуются внимательность и море терпения.
     Негативную фазу игнорируем (не подкрепляем). Порой это требует большого терпения, хочется отреагировать немедленно.   Но  любое реагирование будет формировать рефлекс, закреплять негативное поведение, а ведь этого мы не хотим. Понятно, что в этом деле нужен не фанатизм, а здравый смысл: порой бывают ситуации, когда вмешаться необходимо немедленно. Но это должны быть действительно экстренные случаи. 

Дорогие друзья. Если вам понравился этот материал, "лайкните" его, пожалуйста. Спасибо!