А нужны ли детям знания?

Одно из самых распространенных заблуждений, касающихся воспитания детей состоит в том, что главная задача взрослых – передать им свои знания. Отсюда вытекает другое важное заблуждение – что наша система образования (которая до сих пор во многом советская) – самая лучшая в мире, потому что дает лучшие знания. Насчет того, что дает хорошие знания – скорее всего правда, если учесть как часто в сравнении с зарубежными школьниками наши оказываются более информированными. Проблема в том, что знания в наше время уже не являются мерилом качества образования. Когда -то это было именно так, и классик педагогики Ян Амос Коменский был прав, когда писал, что ученик – пустой сосуд, а задача педагога – наполнить его знаниями. Тогда знания были настолько редки, что и ценность их была высока. Образованный человек автоматически становился и уважаемым, и обеспеченным. Но так было сто лет назад! Сейчас же мир переполнен образованными несчастными людьми. Да и знания слишком быстро устаревают. Та информация, которую учитель зазубрил пятнадцать лет назад в своем пединституте, сейчас может быть ценной процентов на десять или меньше. И даже если она еще более менее свежая, не обязательно вся эта информация нужна всем ученикам. Но если не знания, то что же? Что сейчас могут дать родители своим детям, чтобы это пригодилось им в жизни?



Во - первых, это позитивные жизненные установки и полезные привычки. Умение ладить с людьми, вера в свои собственные силы, спокойное отношение к неудачам, умение адаптироваться к изменившейся ситуации. Список можно продолжать долго.
Во – вторых, кругозор. Кругозор и знания – не одно и то же. Разницу можно проиллюстрировать старой, известной всем сказкой про двух лягушек, упавших в погреб и попавших в кувшин со сливками. Одна молотила лапками, сбила сливки в масло и выжила. Вторая сдалась, перестала молотить лапками и утонула. Нам говорили, что мораль этой сказки в том, что надо всю жизнь без устали молотить лапками. Но это только половина правды и я бы сказал, меньшая половина. Главная правда состоит в том, что лучше молотить лапками в сливках чем в молоке или скажем, воде. В такой ситуации можно давать ребенку информацию о том, как устроены лапки и каких они бывают видов, под каким углом держать лапки, какой должна быть частота и амплитуда движений, какова история сбивания масла лягушачьими лапками. Это традиционный подход. А можно помочь так сформировать кругозор, чтобы ребенок, когда вырастет, различал где вода, где молоко, а где сливки и знал как оказаться там, где ты хочешь.
И третье,  пожалуй самое важное, это окружение.  (Социальные связи, социальные сети, знакомства, называйте как хотите). Сейчас для этого уже есть специальное слово - Нетворкинг (Networking). На самом деле это интегральное понятие. У нас всегда была поговорка: "Скажи мне кто твой друг, и я скажу, кто ты." Американский психолог Джек Кенфилд формулирует несколько иначе: "Каждый человек есть среднее между пятью людьми, с которыми он больше всего общается." Всегда все об этом знали, но вера в волшебную силу знаний перевешивала эту незамысловатую истину. Социальная сеть формирует человека: его привычки, убеждения, кругозор, навыки, знания – ВСЕ! И самое главное, что мы в большой степени можем выбирать сами, с кем общаться. Человеку неимоверно тяжело непосредственно воздействовать на самого себя, менять самому себя. У психологов даже шутка есть такая: «Существует огромное количество рецептов повышения силы воли, но для того чтобы ими воспользоваться, нужна большая сила воли» А вот постепенно менять круг своего общения – доступно каждому человеку без исключения. И это действует! Причем действует легко и естественно. Ведь для того, чтобы сделать огурцы солеными не нужны усилия. Надо просто погрузить их в рассол и они сделаются солеными естественным образом. Потому дать ребенку понимание важности нетворкинга и научить его строить – вот что нужно от родителя. Желательно, конечно, и самому это уметь, потому что личный пример – лучший метод воспитания.
        Возвращаясь к теме знаний. Естественно, я не считаю, что знания вообще не нужны. И я специально утрировал в своей статье некоторые вещи для того, чтобы подчеркнуть ошибочность мифа про ценность знаний. На самом деле они являются полезным дополнениям к действительно важным вещам – позитивным жизненным установкам, кругозору и социальным связям. И при наличии этих трех компонентов знания приобретаются сами собой, без каких –то сверхусилий. Усилия нужны для получения отметок. А отметки – показатель усвоения школьной информации. А школьная информация – это такая информация, которую государство считает важным вбить в головы своих граждан с помощью школ. Но государство не интересует индивидуальная судьба каждого человека – ему достаточно поддержания определенного уровня образованности для того чтобы дети могли потом быть винтиками этой громадной машины. А для того, чтобы дети все - таки усваивали всю эту ненужную шелуху, а родители и учителя заставляли их это делать, нужно чтобы все участники этого процесса свято верили в важность и ценность знаний. А наша школа лучшая в мире именно потому, что наилучшим образом справляется с этой противоестественной задачей: впихнуть в головы наших детей побольше знаний.  И здесь мы возвращаемся к началу статьи…
                                                                                                                Михаил Городок
Дорогие друзья! Если вам понравилась эта статья, "лайкните" ее, пожалуйста. Кнопка ниже. Спасибо!