Варианты последствий патологического воспитания:


Ø Низкая самооценка, неуверенность в себе, ощущение собственной никчёмности, незначимости, презрение к себе.  
Ø Регулярные приступы тревоги, подавленности, депрессии. Беспричинные колебания настроения вплоть до суицидального поведения.
Ø Зависимость от «внешнего» управления, неспособность принимать самостоятельные решения, страх изменить что либо в своей жизни. Неумение отстаивать свои интересы вплоть до полного неумения сказать «нет».
Ø Затруднения в установлении близких отношений, страх той боли, которая с ними может быть связана с ними.
Ø Затруднения в создании семьи, зависимость от одобрения или неодобрения родителей после ее создания. Многие семьи распадаются именно по этой причине.
Ø Уход в зависимости: алкогольную, наркотическую, игровую.
Ø Уход в болезнь.
Ø Уход в работу, трудоголизм. Имеются в виду не случаи, когда человек любит свою работу, с удовольствием ее делает. Речь идет о таких ситуациях, когда человек уделяет работе значительно больше времени, чем это реально необходимо,  в ущерб своим интересам, общению с близкими. Неумение думать ни о чем, кроме работы. Стремление подчинить всю деятельность зависимых от него людей достижению цели, которую он себе выбирает, неумение получать удовольствие от проживания жизни в режиме «здесь и сейчас», фиксация внимания на конечных точках рабочего процесса, на целях, результатах и продуктах деятельности.
Ø Перфекционизм. Постоянное недовольство качеством сделанного и по этой причине постоянное откладывание того, что уже готово к использованию, стремление  доделать, «довести до совершенства».
Ø Наступание на одни и те же грабли. Так, например, дети алкоголиков находят в супруги других алкоголиков не только потому, что такие люди им привычнее, понятнее. В них жива подсознательная надежда, что, проявив больше терпения, самоуничижения, они все таки получат от партнера -алкоголика ту любовь и принятие, которых напрасно ожидали в детстве от родителя.
Ø Реализация нереализованных мечтаний и потребностей родителей.
Ø Продолжение родительской патологической традиции. Так, например, жертва жестокого воспитания порой берет в спутники жизни кого-то заведомо слабее и всю жизнь  «ломает» его.

К сожалению, общественные стереотипы в деле воспитания не на стороне детей. Принято считать, что родители априори «святые люди» и дети должны быть им бесконечно благодарны уже за то, что их родили. Методы воспитания считаются делом сугубо внутрисемейным. Лишь изредка общество будет вмешиваться в воспитательный процесс, причем больше шансов вызвать общественное порицание имеют как раз более методы поддерживающего стиля, нежели авторитарного. Вмешаются ли соседи, знакомые, просто окружающие, если родитель будет бить ребенка? Возможно, если это будет происходить особо жестоко и приводить к физическим травмам. А если это будет сексуальное насилие? Теоретически  да, но большинство психотерапевтов знакомо с ситуациями, когда другие члены семьи, окружающие знали о происходящем, но стыдливо не замечали. Если же мы говорим о насилии психологическом, детям вообще нет смысла надеяться на какую–либо помощь окружающих. Одни одобрят  жестокое поведение родителей, другие поморщатся, но промолчат. И хотя современная педагогическая литература уже осуждает жестокость в воспитании, повседневная практика совершенно иная. Парадоксальным образом  родители, воспитывающие детей  в атмосфере свободы, уважения их мнения и интересов, часто будут сталкиваться с критикой и осуждением.. Такие осуждающие обычно знают массу негативных примеров последствий «вседозволенности»   ( о стилях в главе  4.)  и охотно рассказывают о них. Правда, они совершенно не понимают разницы между принимающим и либеральным стилями. Для них все, что не основано на наказаниях это одно и то же.  В основном реплики сводятся к тому, что дети «вырастут неуправляемыми!» В общем- то, это правда. Принимающее, демократическое воспитание не делает детей управляемыми извне. Оно приучает их самостоятельно управлять своей жизнью. 



Из книжки Михаила и Галины Городок "Эффективное воспитание без наказаний"