Традиционный способ воспитания – контроль поведения ребенка


Отношение к детям в обществе постепенно меняется. Уже довольно редким стало традиционное авторитарное воспитание. И бьют детей уже значительно реже. Но есть нечто, что прямо является наследием традиционного стиля. Это привычка родителей обращать внимание на внешнюю сторону, на поведение детей. И удивительная слепота к факторам, с неизбежностью приводящим к такому поведению. Родители, каким- то волшебным образом умеют придавать огромное значение «плохому» поведению ребенка и абсолютно игнорировать «плохое» поведение взрослых. 

Ребенок сказал неправду – ужасно!
Бабушка назвала маму никчемной матерью – неважно
Мальчик ударил сестру – ужасно
Папа пришел выпивши – не имеет значения
Ребенок не хочет идти в школу: что за капризы ?
Семья переехала на новую квартиру (в другой город) -Да что же тут такого?
Ребенок просит новую игрушку - разбаловали!


Мама с папой равнодушно отреагировали на то, что сын смастерил– да заняты просто были!
Традиционный подход привычен. Но эта привычность заставляет уделять больше внимания менее важному в ущерб действительно важному. Например, родители готовы много сил и энергии потратить на то, чтобы заставить ребенка хорошо учиться. И в то же время не предпринимать никаких усилий чтобы прекратить конфликты между супругами. А ведь атмосфера в семье в конечном итоге значительно важнее для будущего ребенка, чем школьные оценки!
Традиционный способ воспитания исходил из предпосылки, что ребенок – глина, из которой можно вылепить все, что пожелает воспитатель. И только менее ста лет назад появилось понимание того, что ребенок подобен семени, в котором уже заложена программа его жизни. Программа, которую он может реализовать, если позволят условия. Появилось понимание того, что добродетель жестокостью не воспитывается, нужна любовь и позитивные примеры. Традиция предписывала родителям воспитывать детей. Сейчас появляется понимание, что детям надо помогать расти. Если сравнивать воспитателя с садовником, то вопрос в том, какой инструмент важнее: садовые ножницы или лейка. Зацикленность на контроле поведения приводит к тому, что мы имеем огромное количество литературы, описывающей, как еще более искусно контролировать детей, как лучше манипулировать ими, как заставить их выполнять требования родителей. Но мало кто задается вопросом, насколько эти требования полезны. Досадно мало информации о том, как детей лучше понимать, помогать, поддерживать. На одну книжку про лейку двадцать книжек про ножницы! Окружающие скорее заметят «плохое» поведение детей, обратят внимание на их невоспитанность, нечуткость, неблагодарность. И очень редко посоветуют родителям обратить внимание на собственное поведение. Контроль привычен. Контроль повсеместен. Но вот парадокс: в прежние времена он был действительно необходим. Ведь целью воспитания считалась подготовка для общества послушных, исполнительных людей. Сейчас же многие родители уже понимают, что для успеха в жизни неплохо быть смелым, инициативным, предприимчивым. Надо уметь выходить за рамки, принимать нестандартные решения, принимать на себя ответственность. Только вот контроль в этом не помощник. Лучше всего об этом сказал Томас Гордон: «Один из распространенных мифов относительно воспитания детей состоит в том, что если родители заставляют детей делать что-либо, они станут дисциплинированными и ответственными людьми. Действительно, некоторые дети могут совладать с сильным родительским авторитетом, будучи послушными, конформными, подчиненными, но они обычно оказываются людьми, которые зависят от внешнего авторитета в контроле собственного поведения. Будучи взрослыми, они демонстрируют отсутствие внутреннего контроля; они идут по жизни, бросаясь от одной авторитетной фигуры к другой, для того, чтобы найти ответ на свои жизненные вопросы или для того, чтобы найти контроль своему поведению». 




Воспитание, основанное на контроле поведения похоже на попытку вмонтировать в сознание ребенка «систему дистанционного управления».

Михаил и Галина Городок. "Эффективное воспитание без наказаний"