Эволюция отношений в семье




Психоаналитики Эллин Бэйдер и Питер Пирсон являются достаточно известными своевременными психологами, которые работают с семейными парами в состоянии кризиса отношений. В своей книге «В поисках мифической пары» они описывают четыре основные стадии эволюции семьи и типичные проблемы, возникающие на каждой стадии. Эти стадии развития похожи на те, что каждый ребенок проходит в раннем возрасте.

1. Симбиоз «Мы - одно целое» и «Я не могу жить с тобой, но и без тебя не могу»
2. Дифференциация «Не предавай меня» и «Я изменюсь, если ты изменишься»
3. Обучение «Оставь меня в покое» и «Я хочу быть самим собой»
4. Установление отношений «Шаг вперед - шаг назад»
5. Взаимозависимость (синергия) «Привязанность к дому»




Теперь расскажем о каждом этапе подробнее.

Симбиоз:
«Мы - одно целое» и «Я не могу жить с тобой, но и без тебя не могу»


Эту стадию сравнивают с состоянием сумасшедшей влюбленности. Здесь имеет место слияние личностей партнеров, их жизненное пространство становится единым. Люди крепко привязываются друг к другу. Партнеры ищут друг в друге похожие черты и интересы и преувеличивают сходства между собой. Уровень самоодачи, страсти, ухаживания крайне высок в этот период. В это время очень важно заложить прочный фундамент для будущих отношений, научиться заботиться и нежно относиться друг к другу. Если этого не возникает, то отношения в паре начинают развиваться дисфункционально в сторону усиления взаимозависимости или взаимной враждебности. Тогда партнеры попадают в замкнутый круг, либо всячески избегая конфликтов, либо нанося друг другу серьезные обиды.

Дифференциация:
«Не предавай меня» и «Я изменюсь, если ты изменишься»


Следующий этап происходит, когда партнер снимается с пьедестала, и различия становятся очевидными. Каждый стремится увеличить своё личное жизненное пространство независимо от партнера. Пропадает желание проводить всё время вместе. В этот момент легко начать чувствовать себя виноватым за желание уединиться. Это период, когда после выхода из симбиотических отношений восстанавливаются личные границы каждого. Партнеры, или уже супруги, начинают бороться за свою индивидуальность, обращают большее внимание на различие характеров, интересов, желаний и целей. Различия в этот момент могут становиться причиной для ссор и разногласий или возможностью освобождения от иллюзий.

Обучение:
«Оставь меня в покое» и «Я хочу быть самим собой»


В это время каждый из партнеров выстраивает свою деятельность и отношения отдельно от другого. Они могут потерять сочувственное и понимающее отношение друг к другу, стать очень эгоцентричными, направлять всё своё внимание на деятельность во внешнем мире. Чтобы воссоздать себя как личность, им требуется полная автономность. Развитие своего эго более важно, чем развитие отношений. В это время конфликты усиливаются, и важно совершенствовать техники определения мотивов конфликтов и ведения переговоров друг с другом для сохранения эмоциональной связи.

Установление отношений:
«Шаг вперед - шаг назад»



Это период восстановления близости и эмоциональной поддержки в отношениях. Он становится возможен, когда оба партнера определились со своей личностью, каждый ответил для себя на вопрос «Кто я в этих отношениях?». Имея четкие личные границы и чувство своей идентичности, партнеры снова могут почувствовать уязвимость, т.к. ждут друг от друга комфорта и поддержки, т.е. необходимо снова раскрывать себя. К этому моменту супруги уже умеют вести переговоры за свои индивидуальные и общие интересы более эффективно, чем на предыдущих стадиях. Всё ещё есть страх поглощения прежними симбиозными отношениями, поэтому моменты близости часто сменяются попытками восстановить свою независимость.

Взаимозависимость (синергия):

 
«Привязанность к дому»


На этой стадии, согласно Э.Бэйдер и П.Пирсону, оба партнера способны развиваться через контакты с внешним миром, а их отношения укрепляются осознанием того, что они любят друг друга. Наступает стадия постоянства, когда представляемый идеал примиряется с реальностью. Взаимозависимость здесь выступает как прочная связь между двумя хорошо интегрированными (целостными) индивидуумами, которая удовлетворяет обоих и построена скорее не на удовлетворении потребностей, а на развитии.