мама лечит словами



          Каждая любящая мама может помочь своему ребенку справиться с любой, даже самой тяжелой болезнью. Мама для больного малыша — лекарство посильнее таблеток, порошков и микстур. Так считает известный детский психиатр, профессор Борис Зиновьевич ДРАПКИН.
В арсенале детского психоневролога не так и много средств воздействия на ребенка: лекарства, гипноз, семейная, групповая и игровая терапия. Этими методами много лет пользовался и доктор Драпкин. И в то же время искал и другой способ влияния на психику ребенка. Более эффективный и безопасный, более широкий по спектру воздействия, сочетающий в себе элементы и внушения, и семейной терапии… И нашел. Внушение через маму, голосом мамы!
Мама и ее ребенок — единая психоэмоциональная структура, одно поле. Что-то происходит с ребенком — она сразу чувствует это. Начинает беспокоиться. Мама далеко, а ребенок плохо ест, спит, капризничает — значит у нее возникли проблемы.
         Ребенок — это сосуд для маминой любви. Если малыш наполнен ею — он счастлив, нормально развивается… Если ему не хватает любви, он болеет душевными, нервными, физическими болезнями. Не все заболевания, конечно, возникают из-за недостатка любви, но в каждой есть доля «этой правды». Недолюбленный ребенок плохо себя ведет, капризничает, становится непослушным. Он может начать заикаться, мочиться в постель… А если он получил травму, подхватил инфекцию, выздоровление без маминой любви идет медленно и плохо. Но стоит маме наполнить его своей любовью, как ребенок меняется, и совсем другие возможности в его лечении появляются. При любой болезни.
          Маме надо любить своего ребенка независимо от того, какой он: послушный или нет, больной или здоровый… Не ставить ему условий: буду любить, если ты станешь таким-то…
          А как маме передать малышу свою любовь? Доктор Драпкин считает, что прежде всего мама примерно до двух лет не должна расставаться со своим ребенком. Если в это время мама выходит на работу или ведет светский образ жизни, а ребенка оставляет на бабушку или няню, поток любви «мама — ребенок» прерывается, малыш начинает болеть, плохо развиваться, плохо есть и плохо спать.
И еще огромное значение для ребенка, и не только младенца, но и дошкольника и даже младшего школьника, имеет мамин голос. Ребенок начинает слышать его с пятого месяца внутриутробной жизни и слышит чаще, чем любые другие звуки. Родившись, он узнает мамин голос, очень эмоционально реагирует на него, различает все его интонации. Мамин голос становится как бы его собственным внутренним. И если он дает ему установку на счастье, здоровье, хорошее развитие, то психика ребенка ему подчиняется. Так же она подчиняется маминому голосу, когда мама предъявляет к своему маленькому много претензий, распекает его, что он такой-сякой… Этим мама как бы внушает ребенку программу неудач и болезней.
Вот так родилась новая психотерапевтическая методика. Она отработана и запатентована, признана Всероссийским обществом детских психиатров, взята на вооружение Объединением московских профессиональных психотерапевтов и психологов.

          Установка на счастье
ДАЖЕ если у вас здоровый ребенок в психоневрологическом плане, ему не помешает защита маминой любви, установка на здоровье и счастье.
Слова, которые маме надо произнести, не случайные. Каждое слово во фразе — продуманное и проверенное, менять их нельзя. Базовая часть внушения, состоящая из 4-х блоков, полезна любому ребенку: и самому здоровому, и самому счастливому.
Вот текст базовых блоков с комментариями доктора Драпкина:
1-й блок. Витамин маминой любви. С помощью этих слов мама изливает свою любовь на ребенка.
«Я тебя очень-очень сильно люблю. Ты самое дорогое и родное, что у меня есть. Ты моя родная частичка, родная кровинушка.  Я и папа тебя очень сильно любим».
2-й блок. Установка на физическое здоровье. Мама мысленно представляет идеальный образ своего ребенка. Здесь заключена вся педиатрия. Иногда только мамина терапия может излечить без всяких лекарств.
«Ты сильный, здоровый, красивый ребенок, мой мальчик (девочка). Ты хорошо кушаешь и поэтому быстро растешь и развиваешься. (Эта фраза замечательно работает. У малоежек появляется хороший аппетит.) У тебя крепкие, здоровые сердечко, грудка, животик. (Идет установка на отсечение всех психосоматических заболеваний: астмы, сердечных неврозов, дискенезии желчевыводящих путей…) Ты легко и красиво двигаешься. (Отсекаются все двигательные нарушения.) Ты закаленный, редко и мало болеешь».
3-й блок. Установка на нервно-психическое здоровье.
«Ты спокойный мальчик (девочка). У тебя хорошие крепкие нервы. Ты терпеливый, ты добрый, ты общительный. Ты умный мальчик. У тебя хорошо развивается головка. Ты все хорошо понимаешь и запоминаешь. У тебя всегда хорошее настроение, и ты любишь улыбаться. (Ограждаем от детских депрессий и целой группы психических нарушений.) Ты хорошо спишь. (Эта установка очень быстро начинает действовать.) Ты легко и быстро засыпаешь, ты видишь только хорошие, добрые сны. Ты хорошо отдыхаешь, когда спишь. У тебя хорошо и быстро развивается речь».
4-й блок. В нем отражена народная мудрость.
«Я забираю и выбрасываю твою болезнь и твои трудности. (Далее мама называет проблемы ребенка конкретно.) Я забираю и выбрасываю твой плохой сон. (Если ребенок плохо спит.) Я забираю и выбрасываю твои страшные сны. Я забираю и выбрасываю твою плаксивость. Я забираю и выбрасываю твою нелюбовь к еде. (И заключительная фраза на мажоре…) Я тебя очень-очень сильно люблю».
Вот эти четыре блока фраз мамы могут внушать своим детям, не боясь им навредить, потому что в них только позитивная установка на хорошее развитие и хорошее самочувствие. Для работы с этими блоками маме не нужен контроль врача. Другое дело, если у ребенка — психоневрологические проблемы. Тогда, после того как врач установит заболевание, для лечения именно этого ребенка будет разработана специальная программа, и мама к четырем базовым блокам добавит индивидуальный, лечебный.
И еще. Важно правильно выбрать время для передачи своей любви. Во время бодрствования дети отвлекаются, поэтому маме лучше работать с ребенком, когда он спит.
Итак, через 20–30 минут после того, как ребенок заснул, мама садится к его кровати с текстом в руках и трижды читает каждую фразу. Сначала для себя, чтобы ознакомиться с ней. Потом мысленно, но выразительно, обращаясь к ребенку. Потом вслух.
Читать эти фразы надо каждый день. Как долго? Месяц, два… Тут все будет зависеть от состояния ребенка.
Ни высокая температура, ни какие-либо другие проявления болезни у малыша противопоказанием не являются. А вот если сама мама не в форме: заболела, взвинчена — тогда сеанс лучше отменить. Или его может провести бабушка с материнской стороны, у них это тоже неплохо получается.









папам о воспитании девочек



Майкл Митчелл - 30-летний папа, который обожает свою дочь и ведет блог Life to Her Years, где собирает правила для таких же отцов девочек, как и он сам. Сейчас в блоге уже 407 правил, советов и рекомендаций. Вот некоторые из них:

1. Любите и уважайте ее маму. Не стесняйтесь проявлять свои чувства на людях. Когда ваша девочка вырастет, велики шансы, что она будет влюбляться в тех, кто относится к ней так, как вы относились к ее маме.

2. Всегда будьте рядом. Проводя время с ребенком важно, как качество этого времени, так и его количество. Будьте искренне заинтересованы в вещах, которые ее волнуют. Участвуйте в каждом этапе ее жизни.

3. Купите ей такие же кеды, как у вас, как только она научится ходить.

4. Будьте для нее героем. Спасайте и выручайте ее каждый день, каждую минуту. Красный плащ и синее трико обязательны)

5. Да, вы выглядите глупо, когда играете в прятки. Но это необходимо. Ку ку.

6. Танцуйте с ней, не дожидаясь дня ее свадьбы.

7. Возьмите ее на рыбалку. Скорее всего она будет извиваться сильнее, чем червяк на крючке. Это нормально.

8. Говорите ей, что она красивая. Снова и снова. Каждый день. Когда она вырастет, телевидение и журналы начнут убеждать ее в обратном.

9. Смакуйте каждый момент, проведенный вместе. Сегодня она ползает по дому в подгузниках, а завтра вы вручаете ей ключи от автомобиля, и, прежде чем вы осознаете это, вы поведете ее к алтарю. Жизнь проходит довольно быстро. Берегите минуты.

10. Она будет ругаться с матерью. Грамотно выбирайте, на чьей вы стороне.

11. Возьмите ее в поход. На природе очень много удивительного и интересного - гораздо больше, чем в городе и тем более, в квартире.

12. Купите ей то, что она просит. Настанет день, когда она попросит щенка. Просто скажите: «Да» и все.

13. Научите ее обращаться с деньгами.

14. Носите ее как можно больше на руках и на плечах. Пока у вас еще сильная спина, а она еще совсем крошка.

15. Она будет с нетерпением ждать вашего возвращения домой с работы. Не опаздывайте.

16. Если ей приснился кошмар, возьмите ее к себе в кровать.

17. В жизни нет ничего более утешительного, чем поплакать папе в плечо.

18. Качая ее на качелях в парке, помните, что ее «быстрее и выше», немного отличается о вашего.

19. Мороженое способно творить чудеса. Знайте ее любимый вкус.

20. Научитесь доверять ей. Давайте ей больше свободы, когда она становится старше.

22. Помните, что в какой-то момент она расправит крылья и улетит от вас прекрасной бабочкой. Наслаждайтесь, пока она гусеничка.

23. Пусть она знает, что всегда может вернуться домой. Неважно когда.




Сделай это сейчас!



Мужчинам свойственно ошибочно полагать, что однажды все кардинально изменится: «Сколько лет пашу как вол – но ничего, придет день, и я наконец-то отдохну», «Однажды она все поймет, и ее бесконечные жалобы прекратятся», «Сейчас я вынужден поступать так, как того требуют обстоятельства, но когда-нибудь я смогу делать то, что хочу». Мужчина склонен думать, что серость повседневности в некий чудесный миг исчезнет, и тогда он расцветет, как раскрывшийся бутон, во всех своих дарованиях. Но реальность не такова. На протяжении всей жизни беспрерывно сопровождаемое текущими делами и неотложными заботами зовет и манит нас творчество — неистребимое, как само Настоящее.

        Оставьте надежды на светлое будущее. Приступите наконец к наиболее важному в вашей жизни, отводите этому как минимум час в день. К тому, чем вы так хотели бы заняться, но все откладываете и откладываете до тех пор, пока не наладятся финансы, не подрастет сын, не выйдет замуж дочь… и так далее, и так далее, и так далее. Не будьте ярым почитателем широко распространенного и глубоко ошибочного мифа «не за горами тот день, когда все будет по-другому». Этот день не наступит. Сегодня приступайте к тому, что вам так нравится, чего вы так жаждете, для чего рождены.
Отведите на это хотя бы час в день, невзирая на всю загруженность текущими делами. Но будьте готовы к сюрпризам: может вдруг обнаружиться, что занятие, которое вы долгие годы считали любимым, оказалось вам не по душе или не по силам. Что ж, по крайней мере станет ясно, что все фантазии о будущих свершениях были всего лишь фантазиями.
Постоянные отсрочки обычно служат прикрытием того простого факта, что вам недостает организованности, столь необходимой для реализации творческих способностей. Ограниченность финансов и семейные обстоятельства никогда не остановят мужчину, который решил осуществить задуманное. Ответьте себе прямо сейчас: действительно ли вы жаждете проявить свои дарования? Если да, то дайте им шанс. Сегодня. Так, чтобы, отправляясь спать, вы твердо знали, что не могли бы прожить этот день более плодотворно.
Кроме упомянутого мифа о чудесной перемене жизни к лучшему, существует не менее живучий и столь же ошибочный миф: «придет день, и моя женщина станет совершенно иной».
Не станет. Лучше примите как аксиому, что такой, какая она сейчас, она останется навсегда. Вы слышите, навсегда. Если для вас абсолютно невыносимы характер и поведение вашей подруги — бегите от нее не оглядываясь (вы все равно не сможете изменить ее). Если вас раздражают только некоторые ее привычки, тоже не надейтесь, что она от них откажется: с точки зрения мужчины женщина всегда будет воплощением хаотичности и генератором надуманных проблем.

       Каждый раз, когда вы поймаете себя на желании потребовать от своей спутницы, чтоб она никогда больше не__________________________(заполнить)обнимите ее со всей нежностью, на какую только способны, и заверьте, что любите ее даже тогда, когда она… (см. заполненную строку). 

Можете затискать ее в объятиях, можете шутя «отшлепать», можете (вдруг поможет?) начать азартно бить посуду, сопровождая это действие дикими криками и горестными причитаниями, — но бросьте даже и думать о том, что удастся отучить ее делать то, что вас так бесит. Лучше дайте волю любви, чем раздражению. Учитесь с юмором воспринимать бесконечные драмы, которые с такой охотой и по малейшему поводу устраивают женщины. Женщина может изменить свой стиль поведения ради пылкого влюбленного, но ради нравоучителя — никогда.

Женщина (как, впрочем, и мир вокруг) всегда готова огорошить нас неожиданным поворотом событий. И либо мы живем, вдыхая полной грудью и отважно принимая каждый такой вызов, либо, прячась, ждем лучшего будущего, которое так никогда и не наступит. Человек, живущий открыто, ничего не ожидает: ни упрочения финансов, ни облегчения положения, ни той единственной (или единственного), которая полюбит его навсегда, и которой все нет и нет.                 Подумайте, чем бы вы хотели осчастливить свою женщину и весь мир? Дайте это им прямо сейчас. Каждый момент ожидания — упущенный момент.    
                                                                        Дэвид Дэйда "Путь настоящего мужчины"


РОДИТЕЛЬСКИЙ КОДЕКС




1. Никогда не говорить: "Тогда я тебя не буду любить". Сюда же относятся фразы: "Лучше бы я тебя не рожала", "Ты одно наказание (убытки)", "Такой ты мне не нужен!" и прочее. Эти фразы вызывают страх смерти.

Почему?
Потому что второй после страха смерти страх — быть изгнанным, выброшенным, отделенным, а значит — умереть. Ребенок один не выживет в мире. А мать — это весь мир для ребенка. Сначала мы общаемся с ней как со всем миром, а потом, уже вырастая, мы начинаем общаться с миром, как с матерью, доказывая, что достойны ее любви, принятия, жизни рядом с ней.
Я часто говорю своим детям о любви, они мне тоже.

2. Не отталкивать своего ребенка, когда он лезет на руки, пообниматься, поцеловаться.

3. Никогда не сомневаться в хорошести своего ребенка. Верьте в него. Кто бы что ни на-говорил, что бы ни увидели твои глаза — сначала приди, у него все выясни, пойми, зачем он что-то сделал или не сделал. Но всегда, во всем подразумевай, что он изначально светлый и все его помыслы чисты. А где нет веры, нет любви.

4. Не продолжать ссору и не держать обиду друг на друга более 30 минут. Человек рядом ценнее всего, что мы тут друг другу доказываем. Мириться надо быстро. Потому как все фигня. Ни в коем случае не объявлять "бойкот" своему ребенку.

5. Не уходить в сон, если есть на душе что-то плохое. Хуже нет, когда ребенок, совсем один, после окрика "Иди спать!" с кучей мыслей, а завтрашний день страшит своей неопределенностью, потому что тащишь в него всякий хлам. Надо обязательно прощаться на ночь друг с другом, отпустив все плохое, что было за день и взяв в следующий день толь-ко хорошее.

6. Выходить провожать к порогу и встречать на пороге, когда пришел. Ощущение дома как крепости, в которой тебя всегда ждут и любят, должно быть у каждого человека.

7. Никогда не ставить материальное выше ребенка. Это о истериках по поводу разбитой чашки или порванных штанов.

8. Говорить с ребенком честно, на все темы и называя вещи своими именами.

9. Спрашивать мнение детей по вопросам, которые затрагивают и их жизнь.

10. Соблюдать личностное пространство, а именно (и в том числе) — не читать письма, переписку, смс...

материал подготовлен группой РОДИТЕЛИ и ПЕДАГОГИ
http://www.liveinternet.ru/users/4715676/post276463893

Эмоции и здоровье



Немецкие психологи, работающие с детьми, больными последней стадией рака (на этой стадии болезнь считается безнадежной), решили провести необычный эксперимент: исполнить самое сокровенное желание ребенка и посмотреть, как исполнение мечты скажется на самочувствии маленьких пациентов. В эксперименте участвовало несколько тяжело больных, обреченных на скорую смерть ребятишек. Что же пожелали дети?

Четырехлетняя малышка, живущая в деревне, захотела прокатиться на трамвае. Одиннадцатилетний мальчик грезил о том, как сядет на лошадь, а тринадцатилетняя девочка мечтала стать принцессой: чтобы у нее были слуги, и ей, как принцессе, целовали ручки.

Психологи арендовали трамвай и часа два катали маленькую девочку по городу. Ей показывали интересные достопримечательности, поили чаем со сладостями... Для мальчугана и его отца нашли пару лошадей - и отец с сыном поскакали вдоль моря... Самым сложным желанием было превращение пациентки в принцессу. Но медики нашли выход: они арендовали старинный замок, взяли напрокат красивую старинную одежду. Врачи нарядились придворными, а девочку одели в платье принцессы. Маленькая принцесса ходила по залам, все ей прислуживали и, как она и мечтала, целовали ручки.

Последующие результаты медицинского обследования оказались просто потрясающими. У одного ребенка рак полностью исчез, у других болезнь либо пошла на убыль, либо как минимум приостановилась!

Этот эксперимент подтвердил истину, которую знали древние врачи, но почему-то частенько забывают современные эскулапы: наши эмоции оказывают самое сильное и непосредственное влияние на наше самочувствие и здоровье. Положительные эмоции и хорошие мысли способны не только доставить радость и ощущение счастья, но и победить самую страшную болезнь. Вот почему один из важнейших навыков, которому родители могут обучить детей на личном примере - умение радоваться жизни!


Простые способы показать детям, что вы их любите




1. Неожиданно, например, во вторник вечером, сходите вместе в кино на тот фильм, который выберет ребенок. Не забудьте про большой сладкий поп-корн)

2. Отправляйтесь на длинную прогулку и гуляйте в темпе ребенка. Никуда не торопитесь, пусть малыш сам выбирает направление пути и ведет беседу.

3. Сделайте выставку ваших совместных фотографий и с гордостью показывайте всем, кто приходит в гости.

4. Положите в карманы курток, пальто и брюк ребенка конфетки с записками, которые описывают лучшие качества вашего малыша.

5. Приготовьте ему особенную ванну – с разноцветным мылом, пеной, мыльными пузырями, необычными игрушками! Позвольте ребенку играть с вещами, которые он найдет. Проверено, дети очень любят купаться с дуршлагами и прочей кухонной утварью. Принесите ему в ванную молочный коктейль с шоколадным сиропом и разноцветной кондитерской присыпкой. И не забудьте погреть на батарее полотенце)

6. Отправьте малышу письмо по почте с каким-нибудь смешным купоном – например, совместный поход в кафе-мороженицу. Напишите на конверте крупными буквами, что письмо секретно и доставлено лично для него.

7. Посмотрите вместе фотографии и видеозаписи, где карапуз был маленьким.

8. Постройте шалаш из мебели и одеял, включите внутри лампу и устройте волшебный вечер сказок. Читайте любимые истории или придумывайте новые, но не забудьте про молоко с печеньем.

9. Позвольте ребенку не идти сразу спать, а посмотреть вместе с вами интересный фильм в пижаме.

10. Соберите ему неожиданный завтрак в школу. Что-то очень вкусное!

11. Обрадуйтесь, когда он придет из детского сада или школы, бросьте все свои дела и потискайте малыша.

12. Составьте список желаний вашего ребенка, повесьте его на видном месте и немедленно начинайте выполнять. Можно также составить афишу на месяц – куда бы ему хотелось сходить.

13. Сходите вместе в магазин, выберите ингредиенты для торта и приготовьте его вместе.

14. Сочините ребенку стихотворение с его именем или найдите подходящее в Интернете. Напишите на красивой бумаге и положите ему под подушку.

15. Украсьте детскую комнату без всякой причины.

16. Сделать сундучок сокровищ из обувной коробки, наполните его «золотом» (сладостями и яркими мелочами), спрячьте и нарисуйте карту с подсказками, как найти спрятанные сокровища.

17. Возьмите выходной день от всего: работы, домашних обязанностей, телефона, Интернета и телевизора – сосредоточьтесь полностью на ребенке.

книга "Эффективное воспитание без наказаний"

     Есть очень много книжек о том, что надо делать родителям, как им получше ребенка контролировать, учить, воспитывать. Наша книжка о другом. Она скорее о том, чего делать не надо. Мы убеждены что невозможно научить расти дерево, или невозможно из семечка яблони вырастить дуб. Все самое лучшее уже заложено в ребенке! В нашем малыше уже заложена жизненная сила стать самодостаточным и зрелым взрослым. От нас зависит лишь создать условия для того чтобы это лучшее проявилось. Понимание этого делает воспитание детей делом и более легким и более радостным. Пропадает необходимость ориентироваться не на подгонку ребенка под стандарты общества и на то «Что люди скажут». Пропадает необходимость в наказаниях. Зато появляется возможность понимать его и ПОМОГАТЬ РЕБЕНКУ РАСТИ. 

Михаил и Галина Городок.  

скачать книжку можно здесь (нажать Save вверху над книжкой): http://www.slideshare.net/gorodokmd/ss-23579164

скачать с   dropbox: (для планшетов)   http://db.tt/4KtkeWN6


скачать с Яндекс Диск: http://yadi.sk/d/bgo_jE8V7H44t

здесь телесюжет про презентацию книжки: http://www.youtube.com/watch?v=51--fMnbBwM


Будем благодарны, если разместите ссылку на книжку в своих сетях, а так же за лайки, перепосты и т.д. СПАСИБО!!!
Михаил, Галина

Какая школа нам нужна?


Питер Грей, профессор кафедры психологии Бостонского колледжа, автор авторитетного вузовского учебника по психологии.
Родители отправляют детей в школу из лучших побуждений, полагая, что именно это нужно их чадам, дабы стать полезными и счастливыми взрослыми людьми. У многих имеются сомнения в качестве школьного обучения, однако мудрость гласит, что эти проблемы можно решить, если заплатить больше денег, привлечь лучших учителей, применить более требовательную учебную программу и/или проводить более строгие и скрупулезные экзамены.
Но что если настоящая проблема заключается в самой школе? Печальный факт заключается в том, что один из самых дорогих нашему сердцу институтов, по своей природе, обманывает ожидания наших детей и нашего общества.
Школа – это то место, находиться в котором детей принуждают, и где их свобода во многом ограничивается, причем ограничивается намного больше, чем на это согласились бы взрослые на своих собственных рабочих местах. В последние десятилетия мы принуждаем наших детей проводить всё больше времени в такой обстановке. Есть довольно убедительные доказательства, говорящие о том, что это наносит многим детям серьезный психологический вред. Кроме того, чем больше ученые узна́ют о том, как дети могут учиться естественным образом, тем больше мы приходим к осознанию того факта, что наиболее полно и эффективно, с максимальным энтузиазмом и охотой они учатся в условиях, которые прямо противоположны школьным.
Обязательное школьное обучение уже несколько поколений является твердо установленной истиной, закрепившейся в нашей культуре. Сегодня основной массе людей трудно даже представить себе, как дети смогут научиться тому, чему должны научиться ради достижения успеха в обществе, если не будет школы. Президент Обама и министр образования Арне Данкан настолько влюблены в школьное обучение, что им хочется еще больше увеличить продолжительность уроков и время учебы в школе. Большинство людей исходит из того, что базовая концепция школьного образования, которая известна нам сегодня, появилась на основе научных данных о том, как дети смогут учиться наилучшим образом. Но на самом деле, это далеко не так.
Школы в своем сегодняшнем виде являются продуктом истории, а не научных исследований процесса обучения детей. Те схемы и программы, которые применяются сейчас в школах, разрабатывались еще во времена протестантской Реформации, когда школы создавались для того, чтобы дети учились читать Библию, без вопросов верили в Священное Писание и безо всяких сомнений подчинялись власть имущим. Создатели первых школ предельно ясно говорили об этом в своих трудах. Они даже не думали о том, что школа может стать тем местом, где ученикам будет прививаться критическое мышление, творческая инициатива и способность учиться самостоятельно – иными словами, всё то, что крайне необходимо для достижения успеха в сегодняшней экономике. Для них своеволие было грехом, и его необходимо было выбивать из детей палкой, но ни в коей мере не поощрять.
Когда контроль над школами взяло в свои руки государство, сделавшее образование обязательным и направленным на цели светского характера, основные структуры и методы обучения остались без изменений. Последующие попытки проведения реформ потерпели неудачу, поскольку хотя они и предусматривали некие изменения в школьной структуре, но основы образования никто менять не собирался. Централизованная, иерархическая система и методика обучения с последующими проверками и экзаменами, в которой мотивом для учебы и приобретения знаний являлась система поощрений и наказаний, но не любознательность и не реальное и глубоко прочувствованное стремление к познанию, очень хорошо подходили для индоктринации и воспитания послушания. Но для других целей это было непригодно. Неудивительно, что многие из величайших предпринимателей и новаторов нашего мира либо рано покидали школу (как Томас Эдисон), либо говорили, что ненавидели ее и учились не благодаря школе, а вопреки ей (Альберт Эйнштейн).
«Неудивительно, что сегодня даже самые лучшие ученики (а может, они в особенности) зачастую говорят о том, что «перегорают» в процессе обучения. Один из недавних выпускников-отличников решил отложить поступление в колледж и объяснил это газетному репортеру следующим образом:
«Я был поглощен мыслью о том, что надо хорошо учиться, и поэтому последние два года я мало спал. Каждый вечер я тратил по пять-шесть часов на домашнюю работу. И дальнейшая учеба сейчас мне нужна меньше всего».
Большинство учеников, будь то отличники, середняки или неуспевающие, в средних и старших классах уже утрачивают интерес к познанию. Недавно Михай Чиксентмихайи (Mihaly Czikszentmihalyl) и Джереми Хантер(Jeremy Hunter) провели исследование по данному вопросу. Они раздали восьмистам ученикам с шестого по двенадцатый класс из 33 разных школ со всех уголков страны специальные часы, которые бессистемно в течение дня подавали особый сигнал. Когда звучал такой сигнал, ученики должны были заполнить анкету, ответив на вопросы о том, где они находятся, что делают и насколько они счастливы или несчастливы в данный момент.
Самыми несчастными оказались те дети, который в такие моменты находились в школе, а самыми счастливыми те, кто был за пределами школьных стен, занимаясь играми или болтая с друзьями. В школе им зачастую было скучно, тревожно, а иногда всё вместе. Другие исследователи показывают, что с каждым классом у учеников появляется всё более негативное отношение к изучаемым предметам, особенно к математике и к естествознанию.
Как общество мы имеем тенденцию отмахиваться от таких вещей. Нас не удивляет то, что процесс обучения неприятен. Мы думаем об этом как о горьких таблетках, которые трудно глотать, но которые в конечном итоге полезны и необходимы детям. Некоторые люди даже полагают, что непривлекательность школы – это даже хорошо для детей, потому что они там учатся с терпением относиться к неприятностям, которых после школы у них в жизни будет огромное множество.
Возможно, такой печальный взгляд на жизнь берет свое начало именно в школьной учебе. Конечно, в жизни есть свои взлеты и падения, которые случаются как в детском, так и во взрослом возрасте. Но существует масса возможностей терпеливо переносить неприятности и без школьного обучения. Исследования показывают, что люди всех возрастов учатся лучше всего тогда, когда у них имеется собственная мотивация, когда они изучают вопросы, на которые им самим хочется найти ответы, когда они сами ставят перед собой цели в жизни. В таких обстоятельствах учеба обычно доставляет удовольствие и радость.
* * *
Значительную часть своей научной карьеры я посвятил изучению вопросов о том, как дети учатся и познают мир. Они приходят в мир, который прекрасно приспособлен для того, чтобы дети сами могли направлять свой процесс обучения. Природа наделила их мощными познавательными инстинктами, среди которых любознательность, любовь к игре, веселость, общительность, внимательность ко всему тому, что происходит вокруг, желание вырасти и стремление делать то, чем занимаются дети постарше и взрослые.
Доказательства всего этого в применении к маленьким детям проходят перед глазами любого, кто наблюдал за ростом ребенка с рождения и до школы. Дети самостоятельно, благодаря собственным усилиям, учатся ходить, бегать, прыгать и взбираться наверх. Дети с нуля выучивают свой родной язык, а освоив его, учатся настаивать на своем, спорить, развлекать других и надоедать им, дружить, очаровывать и задавать вопросы. Спрашивая и исследуя, они приобретают огромные знания об окружающем их физическом и социальном мире. А во время игры они отрабатывают навыки и умения, способствующие их физическому, умственному, общественному и эмоциональному развитию. И делают они это еще до того, как кто-то попытается систематически учить их чему бы то ни было.
Такое поразительное стремление и способность к познанию не отключается, когда ребенку исполняется пять или шесть лет. Это мы отключаем их со своей принудительной системой школьного обучения. Самый важный, самый прочный урок нашей системы школьного образования состоит в том, что учеба – это работа, которой надо избегать по мере возможности.
В своих исследованиях я сосредоточил основное внимание на детях «школьного возраста», которых не отправляют в школу либо посылают учиться в школу, не являющуюся таковой в традиционном понимании. Я изучал процесс обучения и познания у детей в тех обществах, где нет школ, – в частности, в культурах охотников и собирателей, из которых появилось и выросло человечество. Я также исследовал учебно-познавательный процесс у тех детей из нашего общества, которым доверяют самостоятельно заниматься своим образованием, предоставляя им соответствующие возможности и средства. В таких условиях естественная любознательность детей и их стремление к познанию сохраняются на протяжении всего детства и юности, переходя во взрослый возраст.
Есть еще один ученый, который подтвердил мощь и силу самоуправляемого процесса учения и познания. Это Сугата Митра (Sugata Mitra). Он установил компьютеры в самых бедных кварталах Индии, где большинство детей не ходят в школу, а многие остаются неграмотными. Везде, где он устанавливал компьютеры, вокруг них собирались десятки детей, которые без помощи взрослых учились им пользоваться. Те, кто не умел читать, овладевали навыками чтения при работе на компьютере и с помощью других детей. Компьютеры дали им доступ к огромному миру знаний. В одной отдаленной деревушке дети, понятия не имевшие о микроорганизмах, узнали про бактерии и вирусы благодаря компьютеру, а после этого начали соответствующим образом использовать полученные знания в беседах.
Эксперименты Митры показывают, как три ключевых аспекта человеческой природы, такие как любознательность, любовь к игре и общительность, в сочетании дают прекрасный результат, служа целям образования. Любознательность влечет детей к компьютеру, подталкивает к его изучению. Желание поиграть заставляет их осваивать многие компьютерные навыки, а общительность позволяет ребенку распространять свои знания среди десятков других детей со скоростью лесного пожара.
* * *
В нашей нынешней культуре существует множество путей, следуя которым, дети могут применить свои естественные устремления и инстинкты, направленные на познание всего того, что может пригодиться им во взрослой жизни. Более двух миллионов детей в Соединенных Штатах сегодня занимаются учебой в домашних условиях, а также в окружении гораздо большем, чем школа. Всё больше семей сегодня отказываются от обязательных школьных программ, отдавая предпочтение самоуправляемому процессу познания и учебы. Эти родители не проводят уроки и тесты, а создают такую обстановку в доме, которая способствует учебе. Они помогают своим детям подключаться к деятельности общины, у которой те могут многому научиться. Некоторые из этих семей избрали такой подход давно, и теперь у них уже взрослые дети, добивающиеся больших успехов в вузах и в своей карьере.
Вместе со своей коллегой Джиной Райли (Gina Riley) я недавно провел опрос в 232 таких семьях. Согласно их ответам, главное преимущество такого подхода заключается в том, что дети сохраняют любознательность, инициативность и стремление к учебе, а также в свободе и гармонии всей семьи, освобождающейся от школьных нагрузок и расписаний, от необходимости силой и хитростью заставлять детей делать домашнее задание, которое им не интересно. Как сказала одна из матерей, «наша жизнь по сути дела свободна от стресса… У нас очень близкие отношения, которые строятся на любви, взаимном доверии и взаимном уважении». Далее она написала: «Как преподаватель я вижу, что моя дочь обладает великолепными навыками критического мышления, каких нет у многих моих взрослых студентов… Моя дочь живет и учится в реальном мире, и ей это нравится. Чего еще я могу желать?»
Мы с Райли в настоящее время заканчиваем свое исследование восьмидесяти взрослых людей, которые сами в школьном возрасте получили домашнее образование, пользуясь методами самоуправляемого обучения. Окончательные результаты пока не обобщены, но уже сейчас понятно, что учившиеся таким образом принадлежат к разным социально-экономическим слоям населения, но все они в целом вполне успешно вошли во взрослую жизнь.
Поскольку такой самоуправляемый подход к домашнему образованию пользуется всё большей популярностью, появляются новые и новые центры и организации, предлагающие свои ресурсы, социальные связи и дополнительные учебные возможности для детей и родителей, пользующихся этой системой обучения (многие из них изложены на новом образовательном веб-сайте AlternativesToSchool.com). С такой базой, а также с библиотеками и прочими общественными ресурсами, постоянно имеющимися в наличии, и конечно же, с интернетом возможности для учебы становятся безграничными.
Но не у каждой семьи есть возможности и желание заниматься самоуправляемым обучением детей на дому. Для многих оптимальным вариантом является так называемая демократическая школа, где дети сами выбирают, что им изучать, делая это в обстановке оптимальных возможностей для обучения, где есть много других детей, с которыми они общаются и у которых узнают много нового.
На протяжении многих лет я наблюдал за процессом обучения в одной из таких школ. Это школа Садбэри Вэлли (Sudbury Valley School), находящаяся во Фрэмингеме, штат Массачусетс. Данное заведение называют школой, но оно отличается от того, что мы привыкли понимать под этим словом. Ученики в возрасте от 4 до 18 лет вольны целый день делать всё, что захотят, если они не нарушают школьные правила. А правила эти, выработанные демократическим путем самими учениками и учителями на совместном собрании, не имеют никакого отношения к учебе. Они нацелены на поддержание мира и порядка, а реализуются эти правила при помощи юридической системы, созданной по образу и подобию системы нашего общества.
В настоящее время в этой школе около 150 учеников и 10 человек персонала. Работает она на основе бюджета, выделяемого на каждого ученика, причем он более чем наполовину меньше, чем в соседних государственных школах. В эту школу принимают практически любого подавшего заявление при условии, что на это согласны родители.
Сегодня в США работает примерно два десятка школ, созданных по модели Садбэри Вэлли. Есть и другие аналогичные школы, сохранившие у себя большую часть ее характерных черт. По сравнению с другими частными школами, там берут довольно небольшие деньги за учебу, а в некоторых имеется скользящая шкала оплаты. Ученики поступают из самых разных семей, и обладают самыми разными характерами.
Тому, кто не видел это воочию, очень трудно представить, как может работать такая школа. Однако Садбэри Вэлли существует уже 45 лет, и у этой школы сотни выпускников, вполне преуспевающих в реальном мире.
Много лет тому назад я со своим коллегой Дэвидом Чанофф (David Chanoff) провел серию исследований выпускников этой школы. Мы выяснили, что те, кто решил получить высшее образование (75%), без особого труда поступили в выбранные вузы, а после поступления учились вполне успешно. Некоторые, включая тех, кто до этого никогда не учился ни на каких официальных курсах, поступили в престижные колледжи и университеты. Все они, вне зависимости от того, получили или нет высшее образование, легко находили себе работу. У этих людей самые разные профессии, в том числе, в сфере бизнеса, искусства, науки, медицины, в сфере обслуживания, а также рабочие профессии, требующие высокой квалификации. По мнению большинства из них, главное преимущество учебы в школе Садбэри Вэлли заключается в том, что у них появилось чувство персональной ответственности, а также способность к самоконтролю, которые сослужили им хорошую службу во всех жизненных аспектах. Многие также говорили о важности усвоенных демократических ценностей, которые применялись на практике у них в школе. Недавно и сама школа провела два масштабных опроса своих выпускников, которые дали аналогичные результаты и были опубликованы в виде книг.
Ученики в такой атмосфере учатся читать, считать, работать на компьютере в игровой манере – точно так же, как дети в обществах охотников и собирателей учатся охотиться и собирать. У них также появляются более конкретные интересы и увлечения, что может напрямую или косвенно привести к выбору карьеры. Например, один весьма успешный машиностроитель и изобретатель в детстве всегда что-то строил, собирал и разбирал, стремясь в ходе игры понять, как работают те или иные вещи. Другой выпускник, ставший профессором и преподавателем математики, активно и творчески играл в математические игры. А третья выпускница, ставшая модельером модной одежды, делала одежду для кукол, а затем стала шить ее для себя и для друзей.
Я убежден в следующем. Школа Садбэри Вэлли добивается таких успехов в качестве образовательного учреждения по той причине, что она обеспечивает оптимальные условия, для того чтобы дети, пользуясь своими естественными способностями, занимались самообразованием. Эти условия следующие:
а) неограниченная возможность играть, изучать и исследовать (это позволяет детям открывать свои интересы и увлечения, и заниматься ими);
б) возможность общаться со многими заботливыми и грамотными взрослыми, которые помогают детям, а не судят их;
в) свободное общение между детьми разных возрастов и со взрослыми (игра с участием разновозрастных детей больше способствует познанию, чем игра, в которую вовлечены люди одного уровня);
г) прямое участие в жизнедеятельности стабильного, нравственного, демократического коллектива людей, в котором у детей появляется чувство ответственности за других, а не только за себя.
А теперь подумайте вот о чем: в обычных школах нет ни одного из вышеперечисленных условий.
Я не намерен утверждать, что самоуправляемое образование является панацеей. Жизнь не всегда идет плавно и гладко, вне зависимости от окружающей обстановки. Но мои собственные исследования и исследования других специалистов в данной области прочно убедили меня в том, что естественного стремления и способностей молодых людей к познанию и обучению вполне достаточно для создания мотивации на всем протяжении их учебы. Когда дети хотят получить помощь от других, или когда они нуждаются в ней, они обязательно об этом попросят. Нам не нужно заставлять людей учиться – всё, что необходимо, это обеспечить им свободу и возможности для учебы.
Конечно, не все познают и выучат одни и те же вещи, сделав это одинаково и одновременно. Но это даже хорошо. Наше общество преуспевает благодаря многообразию. Наша культура нуждается в людях, обладающих самыми разнообразными навыками, умениями, интересами и характерами. Больше всего нам нужны люди, живущие увлеченно, отвечающие за самих себя всю свою жизнь. Таково общее мерило людей, самостоятельно занимающихся своим образованием.

Варианты последствий патологического воспитания:


Ø Низкая самооценка, неуверенность в себе, ощущение собственной никчёмности, незначимости, презрение к себе.  
Ø Регулярные приступы тревоги, подавленности, депрессии. Беспричинные колебания настроения вплоть до суицидального поведения.
Ø Зависимость от «внешнего» управления, неспособность принимать самостоятельные решения, страх изменить что либо в своей жизни. Неумение отстаивать свои интересы вплоть до полного неумения сказать «нет».
Ø Затруднения в установлении близких отношений, страх той боли, которая с ними может быть связана с ними.
Ø Затруднения в создании семьи, зависимость от одобрения или неодобрения родителей после ее создания. Многие семьи распадаются именно по этой причине.
Ø Уход в зависимости: алкогольную, наркотическую, игровую.
Ø Уход в болезнь.
Ø Уход в работу, трудоголизм. Имеются в виду не случаи, когда человек любит свою работу, с удовольствием ее делает. Речь идет о таких ситуациях, когда человек уделяет работе значительно больше времени, чем это реально необходимо,  в ущерб своим интересам, общению с близкими. Неумение думать ни о чем, кроме работы. Стремление подчинить всю деятельность зависимых от него людей достижению цели, которую он себе выбирает, неумение получать удовольствие от проживания жизни в режиме «здесь и сейчас», фиксация внимания на конечных точках рабочего процесса, на целях, результатах и продуктах деятельности.
Ø Перфекционизм. Постоянное недовольство качеством сделанного и по этой причине постоянное откладывание того, что уже готово к использованию, стремление  доделать, «довести до совершенства».
Ø Наступание на одни и те же грабли. Так, например, дети алкоголиков находят в супруги других алкоголиков не только потому, что такие люди им привычнее, понятнее. В них жива подсознательная надежда, что, проявив больше терпения, самоуничижения, они все таки получат от партнера -алкоголика ту любовь и принятие, которых напрасно ожидали в детстве от родителя.
Ø Реализация нереализованных мечтаний и потребностей родителей.
Ø Продолжение родительской патологической традиции. Так, например, жертва жестокого воспитания порой берет в спутники жизни кого-то заведомо слабее и всю жизнь  «ломает» его.

К сожалению, общественные стереотипы в деле воспитания не на стороне детей. Принято считать, что родители априори «святые люди» и дети должны быть им бесконечно благодарны уже за то, что их родили. Методы воспитания считаются делом сугубо внутрисемейным. Лишь изредка общество будет вмешиваться в воспитательный процесс, причем больше шансов вызвать общественное порицание имеют как раз более методы поддерживающего стиля, нежели авторитарного. Вмешаются ли соседи, знакомые, просто окружающие, если родитель будет бить ребенка? Возможно, если это будет происходить особо жестоко и приводить к физическим травмам. А если это будет сексуальное насилие? Теоретически  да, но большинство психотерапевтов знакомо с ситуациями, когда другие члены семьи, окружающие знали о происходящем, но стыдливо не замечали. Если же мы говорим о насилии психологическом, детям вообще нет смысла надеяться на какую–либо помощь окружающих. Одни одобрят  жестокое поведение родителей, другие поморщатся, но промолчат. И хотя современная педагогическая литература уже осуждает жестокость в воспитании, повседневная практика совершенно иная. Парадоксальным образом  родители, воспитывающие детей  в атмосфере свободы, уважения их мнения и интересов, часто будут сталкиваться с критикой и осуждением.. Такие осуждающие обычно знают массу негативных примеров последствий «вседозволенности»   ( о стилях в главе  4.)  и охотно рассказывают о них. Правда, они совершенно не понимают разницы между принимающим и либеральным стилями. Для них все, что не основано на наказаниях это одно и то же.  В основном реплики сводятся к тому, что дети «вырастут неуправляемыми!» В общем- то, это правда. Принимающее, демократическое воспитание не делает детей управляемыми извне. Оно приучает их самостоятельно управлять своей жизнью. 



Из книжки Михаила и Галины Городок "Эффективное воспитание без наказаний"

Традиционный способ воспитания – контроль поведения ребенка


Отношение к детям в обществе постепенно меняется. Уже довольно редким стало традиционное авторитарное воспитание. И бьют детей уже значительно реже. Но есть нечто, что прямо является наследием традиционного стиля. Это привычка родителей обращать внимание на внешнюю сторону, на поведение детей. И удивительная слепота к факторам, с неизбежностью приводящим к такому поведению. Родители, каким- то волшебным образом умеют придавать огромное значение «плохому» поведению ребенка и абсолютно игнорировать «плохое» поведение взрослых. 

Ребенок сказал неправду – ужасно!
Бабушка назвала маму никчемной матерью – неважно
Мальчик ударил сестру – ужасно
Папа пришел выпивши – не имеет значения
Ребенок не хочет идти в школу: что за капризы ?
Семья переехала на новую квартиру (в другой город) -Да что же тут такого?
Ребенок просит новую игрушку - разбаловали!


Мама с папой равнодушно отреагировали на то, что сын смастерил– да заняты просто были!
Традиционный подход привычен. Но эта привычность заставляет уделять больше внимания менее важному в ущерб действительно важному. Например, родители готовы много сил и энергии потратить на то, чтобы заставить ребенка хорошо учиться. И в то же время не предпринимать никаких усилий чтобы прекратить конфликты между супругами. А ведь атмосфера в семье в конечном итоге значительно важнее для будущего ребенка, чем школьные оценки!
Традиционный способ воспитания исходил из предпосылки, что ребенок – глина, из которой можно вылепить все, что пожелает воспитатель. И только менее ста лет назад появилось понимание того, что ребенок подобен семени, в котором уже заложена программа его жизни. Программа, которую он может реализовать, если позволят условия. Появилось понимание того, что добродетель жестокостью не воспитывается, нужна любовь и позитивные примеры. Традиция предписывала родителям воспитывать детей. Сейчас появляется понимание, что детям надо помогать расти. Если сравнивать воспитателя с садовником, то вопрос в том, какой инструмент важнее: садовые ножницы или лейка. Зацикленность на контроле поведения приводит к тому, что мы имеем огромное количество литературы, описывающей, как еще более искусно контролировать детей, как лучше манипулировать ими, как заставить их выполнять требования родителей. Но мало кто задается вопросом, насколько эти требования полезны. Досадно мало информации о том, как детей лучше понимать, помогать, поддерживать. На одну книжку про лейку двадцать книжек про ножницы! Окружающие скорее заметят «плохое» поведение детей, обратят внимание на их невоспитанность, нечуткость, неблагодарность. И очень редко посоветуют родителям обратить внимание на собственное поведение. Контроль привычен. Контроль повсеместен. Но вот парадокс: в прежние времена он был действительно необходим. Ведь целью воспитания считалась подготовка для общества послушных, исполнительных людей. Сейчас же многие родители уже понимают, что для успеха в жизни неплохо быть смелым, инициативным, предприимчивым. Надо уметь выходить за рамки, принимать нестандартные решения, принимать на себя ответственность. Только вот контроль в этом не помощник. Лучше всего об этом сказал Томас Гордон: «Один из распространенных мифов относительно воспитания детей состоит в том, что если родители заставляют детей делать что-либо, они станут дисциплинированными и ответственными людьми. Действительно, некоторые дети могут совладать с сильным родительским авторитетом, будучи послушными, конформными, подчиненными, но они обычно оказываются людьми, которые зависят от внешнего авторитета в контроле собственного поведения. Будучи взрослыми, они демонстрируют отсутствие внутреннего контроля; они идут по жизни, бросаясь от одной авторитетной фигуры к другой, для того, чтобы найти ответ на свои жизненные вопросы или для того, чтобы найти контроль своему поведению». 




Воспитание, основанное на контроле поведения похоже на попытку вмонтировать в сознание ребенка «систему дистанционного управления».

Михаил и Галина Городок. "Эффективное воспитание без наказаний"