критика

     Критика это разновидность оценки. Высказывание, указывающее на недостатки, дефекты чего либо. Цель критикующего может быть самой разной: от желания помочь, до желания обидеть, унизить, возвыситься самому.
     Первое: далеко не каждый человек имеет право вас критиковать
     Второе: форма критики имеет значение. Если критика производится в грубой, неконструктивной форме, то это уже не критика, а оскорбление, унижение. Хотя у нас частенько принято путать эти термины и называть черное белым.

      Разберем подробнее:

1) Для того, чтобы у человека было право нас критиковать, у нас должны быть определенные ролевые отношения, оговоренные каким либо контрактом или законом. Так, если Вы мой начальник, то ваше право на конструктивную критику это часть контракта. Если Вы патрульный автоинспекции, а я водитель, нарушивший правила движения, то ваше право конструктивно критиковать мои действия предусмотрено Законом. Сюда же относится научная критика или «разбор полетов» во время деловых совещаний. Но часто право критиковать присваивают себе люди, с которыми у нас нет никаких соответствующих ролевых отношений. Соседка или случайный прохожий, равноправный коллега на работе, родители и взрослые дети, муж и жена – все это отношения равноправных людей и критика тут неуместна. Самое большее, что могут позволить себе такие люди без прямой просьбы о критике это тактичное информирование о чем-то важном, чего мы
не видим.  Например «У вас шнурок развязался!» Но, поскольку право критиковать обычно ассоциируется с властью, многие люди берутся критиковать окружающих именно с целью занять «позицию сверху».
2) Если все же мы находимся в ролях, предполагающих возможность критики, полезно отличать то, что является конструктивной критикой и что
не является. Итак, конструктивная критика:

• Уместна (есть просьба о критике или критика входит в ролевой контракт)
• Слова о действиях, а не о качествах человека. Если о качествах, к критике это уже не имеет отношения!
• Дается в уважительной форме. Включает в себя уважение к тем усилиям, которые человек приложил. Дается не в формате «Это неправильно!», а в формате «Вот так можно еще лучше!»
• Дается так, что человеку понятно, что не так и какое действие надо совершить. Например, когда учитель и наставник говорит: вот здесь ошибка. Лучше сделать вот так…
• Реально помогает. Появляется понимание, что именно сделать лучше и как.

Что же делать, если нас критикуют?

     Самое главное.  Прислушаться к себе: какие чувства у меня возникают? Если никакой неприятной реакции, то и проблем никаких нет. Но, к сожалению, часто критика нас ранит. Это тянется из детства, когда взрослые (родители, учителя) причиняли нам боль, и критика была частью этого процесса. И поскольку тотальная привычка критиковать является частью нашей культуры, нам предстоит научиться реагировать иначе. Не впадая в детскую позицию слабости и страдания. И не прибегая к агрессивному ответу для защиты себя. В такой непростой ситуации, которой является ситуация критики, нам важно оставаться в спокойной позиции взрослого. Мы не можем изменить мир, но мы можем существенно повысить качество своей жизни, просто изменив свои реакции на критические замечания в наш адрес.
     Это не произойдет за один день, но вы вполне можете научиться навыку наблюдения ситуации со стороны. Вот человек говорит мне эти слова. В чем смысл этих слов? Зачем он это говорит? Какова его цель? Почему он это говорит? Что происходит с этим человеком? А что происходит со мной? Какой эмоциональный отклик вызвали во мне его слова? Почему именно такая реакция? Почему реакция такая сильная? В какое мое больное место попал критикующий? А как я сам себя оцениваю в этом? Моя самооценка зависит от мнения этого человека? Почему мое самочувствие зависит от мнения другого человека? Как так случилось? Реагировать мне на слова этого человека, или не реагировать? Если да, то как реагировать? Что изменят слова этого человека в моей жизни? А что изменят мои слова? Какова моя цель? Для чего я собираюсь выбрать именно такую ответную реакцию?
Навык наблюдения за своими реакциями (и реакциями собеседника)
является самым важным. Мы можем усвоить несколько стандартных и апробированных реакций на критику, но если мы только научимся говорить правильные слова, не понимая, что с нами в этот момент происходит, толку будет мало. Чаще всего, наша реакция на критику бывает неадекватно болезненной. Нам сказали неприятное слово, а мы страдаем, как будто нас пырнули ножом. Поэтому наблюдение и еще раз наблюдение! Парадокс состоит в том, что у нас нет механизма, с помощью которого мы могли бы прямо управлять своей эмоцией. Но есть косвенные способы, которые вполне действенны. И первый из них – наблюдение. Когда мы умеем увидеть ситуацию со стороны, когда мы можем прислушаться к своему телу и к своим мыслям, наши реакции на ситуацию перестают быть автоматическими. И вот тогда мы можем спокойно выбирать подходящий вариант реакции на ситуацию.

Не реагировать. Порой это лучшая реакция. Умение вообще не обратить внимания на нападающего, как слон не обращает на моську, это великое искусство.
Выйти из контакта. Мы не обязаны общаться с любым человеком, который вступил с нами в разговор. И если человек нам неприятен и нас не связывает необходимость быть вместе, я вполне могу перейти в другую комнату, на другую сторону улицы и так далее.
Спокойно указать на недопустимость или некорректность поведения собеседника. Когда речь идет о нарушении наших границ, есть необходимость эти границы защищать. При этом важно помнить, что слов может оказаться недостаточно, могут потребоваться действия. И мы просто спокойно взвешиваем, какую именно свою границу я сейчас защищаю, и насколько далеко я могу пойти, защищая ее. Ведь если человек не захочет менять свое поведение по отношению к нам, мы будем принимать решение, что делать дальше: терпеть нарушение границ или действовать: уходить на другую работу, разводиться, прибегать к помощи других людей.
Если от критики реально есть польза, поблагодарить за нее.
Посмотреть на критикующего другими глазами. Что с ним происходит? О чем он переживает, чего боится? Какая его неудовлетворенная потребность скрывается за не очень удачной формулировкой? Наша реакция на ситуацию очень зависит от того, что мы видим в данный момент в человеке и что думаем о нем. Эта критикующая соседка тетя Маша вздорная нетактичная старуха или она несчастный одинокий человек, задерганный жизнью и боящийся завтрашнего дня?
Посмотреть на себя другими глазами. А что происходит со мной? Какая моя эмоция? Почему такая эмоция? Какая моя потребность не удовлетворена в этот момент? Какие мои ситуации из прошлого это напоминает? Осознанная эмоция и осознанная потребность позволяют нам избегать автоматического реагирования на ситуацию, заменять его осознанным. И позволяет существенно ослабить болезненность реакции на подобную ситуацию.

     В конечном итоге избавление от автоматических реакций на критику это то, что сделает нашу жизнь лучше.
                                                                           Михаил и Галина Городок