Умение сказать «Нет»

      Умение сказать «Нет», когда это необходимо – важнейший навык. Это уважение себя, своих ценностей, своих границ. Умение говорить «Нет» это навык, и его необходимо тренировать. Но мало уметь  говорить «нет». Надо еще научиться говорить нет так, чтобы не испытывать чувства вины. Для этого в первую очередь необходимо понимание того, что мы не обязаны всегда соглашаться или всегда делать то, что нас просят. Тяжелее отказывать близкому человеку. Не хочется обидеть его отказом. Отказывать, не обижая, означает, что мы спокойно и доброжелательно сообщаем человеку, чему мы говорим «Да», отказывая ему. Я тебя вижу,  я тебя понимаю, я тебя люблю (уважаю). И все же я скажу «Нет», потому что мне необходимо (сообщаем, что именно мы собираемся делать, и  что помешает нам сказать «да» на его просьбу). В таком случае тоже возможны обиды, возможно продолжение настойчивых просьб, но возможность потери связи между близкими людьми существенно уменьшается. Это честность и доброжелательность, а на них обижаться глупо.

пример спокойного отказа и защиты от манипуляции в коротком видео: