Воспитание в новом тысячелетии.

Мы живем в эпоху, которая очень сильно отличается от той, в которой жили наши деды. И дело не только в том, что они в наши годы не видели ноутбука или мобилки. Разница гораздо глубже.

Я бы выделил несколько коренных отличий:

  1. Мы живем в век, когда количество информации растет лавинообразно. Специалисты подсчитали, что сейчас количество информации на планете удваивается каждые 10 месяцев.                   Среди 10 наиболее популярных сейчас профессий больше половины еще не существовало пятнадцать лет назад.  Для воспитания и обучения детей этот факт имеет колоссальное значение. Ведь  когда- то считалось, что задача педагога - дать детям знания. Выдающийся педагог Ян Амос  Каменский даже сравнивал ученика с сосудом, который надо наполнить знаниями. Так вот, сейчас это уже не так. Информации настолько много, что основной задачей педагога наоборот становится научить ребенка фильтровать информацию, отбрасывать лишнюю, ненужную, вредную. Это теоретически. На деле же школа настолько консервативный институт, что до сих пор заставляет детей учить на память стихи, даты, формулы и т.д. До сих пор в школе поощряется стандартный ответ, а не оригинальный. До сих пор запрещено спорить с учителем. Да и с обновляемостью школьных учебников дело обстоит туго. А важна ведь не просто информация, а СВЕЖАЯ информация. Многие слышали историю о японском солдате, которого забыли на одном из островов после окончания второй мировой. Солдата нашли несколько десятилетий спустя и увидели, что он до сих пор несет службу, ухаживает  за оружием. Для него война не закончилась.  Как часто мы похожи на этого японского солдата – живем представлениями многолетней давности и не замечаем, что мир довольно сильно изменился.  К счастью для нас, школа не единственный институт обучения. Есть еще семья, роль которой в формировании детей даже больше. Есть наши друзья и друзья друзей (про роль среды читайте здесь и здесь). И есть тренинги. Тренинги психологические, тренинги финансовой грамотности, тренинги по здоровому образу жизни и многие - многие другие. В наше время прохождение разнообразных тренингов – нормальная часть жизни любого человека, от 5 до 75. Вспоминая опять японского солдата, можно сказать, что школа – это то, что готовит нас к войне, окончившейся пол века назад, а тренинги – помогают жить сегодня.  
  2. Мы живем в более свободном мире  Большая часть известной нам истории – история жутчайшего  рабства и только в 1980 г последняя страна в мире – Мавритания, официально запретила рабовладение. Еще в 50-е годы в США Мартин Лютер Кинг боролся всего лишь за то, чтобы афроамериканцам разрешили садиться в те же автобусы, что и белым. Австралия дала права гражданства аборигенам  только в  1967 году. Совсем недавно мало кто в мире верил, что может рухнуть Советский Союз. То, что мир стал более свободным означает, что уже никто не может оправдывать свое  насилие по отношению к другим людям. Сначала человечество отказалось от рабовладения, потом признало женщину человеком  а сейчас уже доросло до признания ребенка существом, равным взрослому. Сегодняшняя теория воспитания говорит, что пытаться «научить» ребенка в традиционном смысле этого слова не просто бесполезно, но и вредно. Передать им наши знания? Но они слишком быстро устаревают. Передать убеждения? Они на поверку часто оказываются ложными или ограничивающими. Единственное, что мы действительно можем делать для наших детей – формировать благоприятную для их развития среду. Дружная семья, в которой есть любовь, уважение  и взаимопонимание. Справедливое распределение обязанностей в семье. Ответственное отношение к своей работе. Совместное обсуждение взрослыми и  детьми сложных проблем, поиск взаимоприемлемых решений.  Совместные занятия спортом, активным отдыхом, обучением, путешествиями.  Много хороших друзей. Вот то, что действительно воспитывает. Это называется партнерский тип семьи, у нас пока что самый редкий.
  3. Мы живем в мире, где стираются границы. Когда - то наши деды могли за всю свою жизнь не увидеть ни одного человека иной культуры. Сейчас на одной лестничной площадке могут сталкиваться украинец, вьетнамец и марокканец. Бесполезно рассуждать, хорошо это или плохо. Надо просто понять, что мир меняется, и что пытаться повернуть время вспять все равно, что плевать против ветра. Уже никто не может претендовать на религиозную, культурную или интеллектуальную исключительность. И в выигрыше оказываются как раз те, кто видят в поликультурности возможность, а не угрозу. Те, кто любит свой язык, но учит  и английский, и китайский. Те, кто умеет найти взаимопонимание  с деловым партнером независимо от цвета кожи или вероисповедания. Те, кто много ездит по миру и возвращается домой, обогащенный полезными знаниями и идеями. В общем, для родителей важно понимать, что сегодняшний мир велик и полон возможностей. Распахните этот мир для своих детей!

Друзья! Понравился материал? Добавьте в свои закладки - возможно, он будет полезен кому - то еще. Спасибо!